11 июня 2019 Глава Департамента экологии Доктор технических наук,профессор,академик Инженерной академии Украины, журналист Национального союза журналистов Украины Строков Александр Петрович

ХАРЬКОВ - УКРАИНСКИЙ ДЕТРОЙТ

  • Комментировать

Детройт переживал свой рассвет в 60-тые годы прошлого века, когда Генри Форд начал штамповать свои авто и интенсивно развивалась Американская промышленность. Он стал автомобильной столицей страны.

Компании Дженерал Моторс, Крайслер и Форд расположили там свои штаб квартиры. Но, начиная с конца 20 века, он стабильно находится в кризисе. На блеск и благополучие потянулись африканские паразиты, готовые потреблять, но не производить. И город вступил в эпоху глубокого упадка, потеряв две трети населения. Дженерал Моторс, Крайслер обанкротились и тысячи синих и белых воротничков потеряли работу. В последнее время он стал похож на город призрак, в некоторые его кварталы полиция не рекомендует заезжать даже днем.

Харьков переживал бум своего развития в начале 20 века. Он интенсивно развивался и процветал, став третьим по промышленности городом Советского союза и столицей Украинской ССР. Один из самых длинных проспектов Харькова называется Московский. На всем протяжении, более 20 км., по его обеим сторонам располагались промышленные предприятия различного профиля. Они обеспечивали своей продукцией весь Советский Союз, ближнее и дальне зарубежье.Харьков, как и Детройт в объеме производства имел большую долю транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. В нем был создан полный цикл - от подготовки специалистов соответствующего профиля в высших и средних учебных заведениях до выпуска сложнейшей техники для народного хозяйства.

Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро создавали конструкции, а промпредприятия, соответствующего профиля обеспечивали выпуск необходимой номенклатуры изделий. Особенно следует отметить двигателестроительную подотрасль. Специалистов для нее готовили кафедры ХПИ, ХИИТа и Автодорожного института.

В Харькове находилось головное специализированное конструкторское бюро по двигателям, по конструкторской документации которого в Советском Союзе работало более 30 предприятий. Создателем КБ и его руководителем был Иван Андреевич Коваль, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии, Генеральный конструктор. Только в Харькове находились моторостроительное объединение «Серп и молот», Харьковский завод тракторных двигателей, Завод пусковых двигателей, завод «Поршень». В Харьковской области: Купянский литейный завод, Лозовской кузнечно-механический, Дергачевский завод турбо-компрессоров и Чугуевский завод топливной аппаратуры. На этих заводах трудились десятки тысяч рабочих и инженерно-технических специалистов.

Заводы СиМ и ХЗТД ежесуточно собирали более тысячи двигателей внутреннего сгорания. Многие старожилы Харькова помнят уставленные двигателями тротуары Московского проспекта в районе Вело завода, при задержке подачи железнодорожных платформ для отгрузки. А их ожидали Харьковский тракторный завод , Россельмаш, Гомельсельмаш, Херсонский комбайновый, Петрозаводский тракторный и другие города Союза. Они устанавливались на тракторы, комбайны, бульдозеры и другую спецтехнику.

На заводе им.Малышева находились конструкторские бюро знаменитых танковых двигателей и КБ по тепловозным двигателям.

Харькову ВАК СССР доверил создать один из трех Ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по двигателестроительной тематике . Еще два были только в Москве и Ленинграде.

Но пришли перестроечные времена с «великими реформаторами» и начался мор промышленных предприятий. Изменился промышленный и интеллектуальный ландшафт. На месте, где находился завод «Серп и Молот» образовалась пустыня из битого кирпича 66 га. Цеха многих других заводов превратились в декорации для съемок голливудских фильмов ужасов. По самым скромным подсчетам в масштабах Украины работы лишились более одного миллиона человек.

Удивительно схожие судьбы двух мировых промышленных центров на противоположных сторонах матушки земли. И кому это все мешало? Для восстановления всего разрушенного одного поколения будет мало.

Ваши комментарии:

Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.
Мы не публикуем e-mail адреса на сайте.
Комментарии премодерируемые.

Важно:
Содержание комментариев на опубликованные статьи является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением Администрации Сайта.

Условия размещения комментариев на Сайте:
Не подлежат публикации комментарии:
- содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и т.п. характеров;
- содержащие ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме;
- нарушающие положения действующего законодательства.

Нажатие кнопки "Отправить" является принятием этих условий.
Администрация Сайта не несет ответственности за содержание комментариев.